История города Видина
У Видина за всё время его существования было много различных имен. Греки называли город Видини, болгары - Бдин (или Быдин), венгры - Будин... На географических картах XVI века Видин фигурирует под различными именами: Видин, Пидин, Бидин, Бодин, Кираденум (или Кириде-нум), Бишитери (?!) и под многими другими.
Видин имеет богатую историю. С древнейших времен в видинских землях встречаются следы, свидетельствующие о существовании стоянок Homo Sapiens в данном регионе. Каменный век делят на древний каменный век - палеолит (от греч. Palaios, палео - древний и líthos - камень, переходный период - мезолит и новый каменный век - неолит. Палеолит, в свою очередь, условно делится на три периода - нижний (ранний), средний и верхний (поздний) палеолит (от 40000 до 10000 лет до н.э.), во время которого, считается, и появился Homo sapiens. Археологические находки, датируемые палеолитом, открыты в пещере Миризливка. Данная пещера находится в 3 - 4 км на запад от села Орешец, (община Белоградчик) в подножии отвесного склона известнякового массива с левой стороны старого шоссе на г. Белоградчик. Это самая древняя открытая у нас пещера, в которой были найдены следы обитания первобытных людей в конце палеолита. В 1929 году видинские учители Лазар Филков и Васил Атанасов проводят первые исследования, которые продолжились до 1931 года, но уже под руководством Рафаила Попова (Рафаил Петров Попов - Троянски) - болгарского историка, археолога, палеонтолога и спелеолога из софийского (столичного) Археологического музея. Принято считать, что первобытные люди предпочитали селиться в пещерах (в них они находили естественное укрытие и защиту), и следы их пребывания есть и в других пещерах Видинского края: Лепина Печ в 4-х километрах на восток от города Белоградчик; Попова печ около села Върбово (Вырбово); Пеещата, или Музикалната пещера (Поющая, или Музыкальная пещера) около села Каленик и, конечно, пещера Магура около села Рабиша. Последняя известна во всем мире своими наскальными рисунками.
www.ralev-dental.bg www.dentalimplants.bg Зубные импланты
Поселение эпохи конца неолита (новый каменный век) и энеолита (меднокаменный век ) открыто в полутора километрах на северо-запад от Видина около бывшей керамической фабрики "Катюша". Поселение датируется 5000 - 3000 годами до н.э. (для примера: самые древние сведения о возникновении первого исторического типа государства - рабовладельческого, возникшего в результате разложения первобытнообщинного строя в Древнем Египте, датируются 3200 г. до н.е.), т.е., это очень древнее поселение, хотя и организовано оно по типу первобытнообщинного строя - первой в истории человечества общественно-экономической формации. Предполагается, что подобное праисторическое селище находилось и в самой высокой части Видина, которая не подлежала затоплению во время наводнений и была самым удобным местом для обороны. Постепенное потепление климата после последнего ледникового периода благоприятно сказалось на развитии человека. И в Видинском крае он начинает выходить из пещер и заселяться по берегам рек и озёр. Жилище человека в этом период представляет собой постройку на сваях со стенами из плетеных, обмазанных грязью прутьев с соломенной или камышовой крышей. Человек начинает заниматься примитивным земледелием и животноводством, а не только охотой и рыбалкой. Увеличиваются число и виды орудий труда и из камня, костей и меди. Люди научились сглаживать острые края орудий труда, полировать их, пробивать отверстия для крепления рукояток. После того, как человек освоил более усовершенствованные орудия и приобрел необходимые технические навыки при высекании чашеобразных углублений в скалах, он стал изготовлять переносную каменную посуду простейшей формы. Кроме каменной посуды, в раннем периоде неолита человек пользовался корзинами, плетенными из лыка, прутьев и камыша, и деревянной посудой. Вначале деревянная посуда изготовлялась из коры, а в дальнейшем из мягкой древесины. Для того, чтобы деревянную посуду и плетеную корзину сделать огнеупорными и пригодными для использования в различных целях, человек обмазывал их глиной, сушил на солнце, на огне. Так с течением веков люди научились гончарному делу. Когда человек приобрел достаточный практический опыт, он стал производить глиняную посуду и без плетеных основ. До наших дней дошло много керамических изделий (разнообразная глиняная посуда и её фрагменты), относящихся к энеолитному периоду. Считается, что глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.
Во время неолита достиг своего апогея матриархат (буквально: женовластие; от латинского mater - мать и греческого arche - начало, власть) - такая форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств (родов) этого общества. Мать-родоначальница стояла во главе рода и занималась ткачеством, приготовлением пищи и воспитанием детей - ничего нового под Солнцем! Постепенно групповой брак (форма брака, при которой все мужчины одного рода или определённой внутриродовой группы имели брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы) начинает заменяться парным браком - ранняя форма единобрачия в первобытном обществе. Супружеская пара в данном браке представляла непрочно соединенную брачную пару и не составляла хозяйственной ячейки, не имея общего имущества в отличие от поздней моногамной семьи. Многие социологи считают, что именно этот переход от групповой формы брака к парной, является поворотным моментом перехода человечества от первобытного строя к современной цивилизации... Продолжает развиваться натуральный обмен кремниевых и медных орудий труда, домашних животных между отдельными родами и соседними племенами - обменная торговля тоже признак развития цивилизации.
Поселение Бронзового века было открыто вблизи села Градец (Видинская область). Археологические исследования проводились в районе крупнейшего из трех селищ, расположенных на естественно укрепленном возвышении. Оно расположено в местности Суринат бряг (сурица, сурина - священный напиток) в 2-3-х км на юг-запад от села. Культура бронзовой эры (2750 - 900 г.г. до н.э.) на северо-западе Болгарии исследована недостаточно. Поселения возникали, в основном, в зоне дунайских террас, т.к., Видинская равнина часто заливалась водами Дуная. Культурный слой селища около с. Градец имеет глубину около одного метра и разделен на четыре горизонтальных пласта. Жилища состояли из 2-х отдельных помещений и были построены из забитых в землю свай, крепящих стены из плетеных, обмазанных грязью прутьев и соломы, с соломенной или камышовой крышей и с трамбованными земляными полами. Внутри - купольная печь с каменным очагом, которая служила для приготовления пищи и как источник тепла и света. Также найдены каменные фрагменты от примитивной ручной мельницы (жернова), пряслице (грузик, маховое колесико с отверстием, надеваемое на нижний конец веретена для придания ему устойчивости и равномерности вращения) от веретена из глины, грузила для рыболовных сетей и многие другие предметы быта. Появление новых орудий труда из бронзы далии мощный импульс дальнейшему развитию экономической жизни - усовершенствованию ремёсел, распространению металлургии бронзы, скотоводства (оседлого и кочевого) и пашенного земледелия (с применением пахотных орудий).
Важную роль в истории Видинского края (а и всей Болгарии) сыграли многочисленные фракийские племена, которые населяли эти земли с начала бронзового века. Местность между Нижним Дунаем и Балканами была населена одним из этих племен - мизами (или мёзы, мизяне, мезийцы, мизийцы), которые жили по обе стороны Дуная, а точнее по течению реки Цибрицы (приток Дуная). Фракийские находки открыты в Видине на месте современного квартала Калето на глубине пяти-шести метров и датируются VI веком до н.э., селище (имя его история не сохранила) располагалось в самой высокой точке дунайского города. Фракийцы - носители культуры бронзового и железного веков не имели письменности и по этой причине нельзя достоверно говорить об их истории. Хотя по мнению некоторых историков фракийцы не были уж совсем неграмотными, и уже накануне возникновения Одрисского царства - первого фракийского государства на территории современной Болгарии, у древних фракийцев появилась буквенно-звуковая письменность, основанная на греческом алфавите (VI - V века до н.э.). Этнограф Видинского исторического музея Маргарита Николова считает, что фракийское селище называлось Пандон (Бандун), что значит "болотная земля". Берега Дуная всегда изобильствовали болотистой местностью - возможно, благодаря этим топям селище и обязано своим предположительным именем. Дунай и болотистая местность естественным путем помогли развитию селища. С востока оно было защищено рекой, а со стороны суши были воздвигнуты деревоземляные защитные ограждения. Фракийцы на протяжении веков были подвержены частым набегам разных племен. Так, например, поход македонского царя Филиппа (350 - 336 г.г. до н.э.) - основателя Филиппополиса (современного Пловдива) против фракийских племён мизи и беси закончился неуспешно - он был разбит наголову. А вот сын его, Александр Великий, справился более успешно: он подчинил себе Дунайскую провинцию. В своих военных кампаниях он дошел даже до Индии, так что, едва ли население маленькой придунайской области могло оказать существенное сопротивление его войскам!
В третьем десятилетии I века до н.э. возобновились нападения со стороны римлян. Однако мизийцы были смелыми воинами и сражались с ними до последних сил. Войска фракийцев состояли из пехоты и конницы. Пешие воины были вооружены ножами и короткими мечами - скифскими акинаками (между скифами и фракийцами существовали тесные торговые и культурные связи). Фракийское селище, находившееся на территории современного Видина, состояло из примитивных жилых построек, огражденных плетеным забором. Во дворах этих домов находились более легкие хозяйственные постройки для сохранения зерна, животных и сельскохозяйственного инвентаря. В быту фракиец использует примитивные орудиями труда из железа; производится грубая керамическая посуда; женщины прядут и ткут, чтобы одевать семью. Самобытное искусство фракийцев представлено, прежде всего, предметами вооружения, конского снаряжения, ювелирными украшениями, а также керамики изделиями. Основным видом искусства у фракийцев была торевтика - искусство рельефной обработки художественных изделий из металла. Художники по металлу обладали технически разнообразными навыками и могли создавать весьма изощренные элементы конской сбруи и различные вазы, ритоны, применяя литье, чеканку, гравировку. Важную роль в фракийском пантеоне занимает Фракийский конник - объект поклонения культа, распространённого в древней Фракии. Известен в основном по скульптурами и надписям, относящимся к периоду с IV века до н. э. по нач. IV века н. э. Мало известно о самом культе, который вероятнее всего был комбинацией греческих и фракийских верований. Во время своего наивысшего расцвета он был связан с идеей жизни после смерти и целительства. Культ был распространён во Фракии и Нижней Мёзии, а его приверженцами были люди различного социального статуса и этнического происхождения. Сохранившиеся рельефы и статуэтки относились либо к погребальному культу либо к ритуалам дачи обета. Всадник обычно изображается скачущим слева направо к дереву, обвитому змеем. Культ фракийского всадника исчез в первой половине IV века н. э.
Характерны для фракийской культуры и курганы-гробницы. Около Видина есть следы 4-х курганов, которые видинский историк Димитр Цухлев считает останками фракийских погребений, разграбленных и уничтоженных во времена римского присутствия. Самые ранние письменные (и по мнению историков, сравнительно достоверные) упоминания о городе датируются III веком до н.э. Видин - один из древнейших городов на территории Болгарии. Первыми его жителями, о которых есть какие-либо исторические свидетельства, были кельты. Хотя с другой стороны, одни историки вообще подвергают серьезному сомнению пребывание кельтов на землях современной Болгарии, другие заявляют даже о родственных связях между фракийцами и кельтами, а по мнению третьих - кельты просто напали на фракийцев и смогли подчинить их своей власти... В те времена Видин носил имя Дунония (т.е., высокое укрепленное место), позже на месте древнего кельтского поселения была построена римская крепость Бонония - римляне, явно, просто видоизменили кельтское наименование (кстати, в переводе с латинского это означает «хорошая крепость»). Римское селище было создано в I веке н.э. и уже в те времена существовала внушительная каменная крепость, которая служила и местом отдыха после многих дней, проведенных в пути, и опорным пунктом дислокации римского войска (конницы). Римляне начали завоевывать фракийские земли на стыке двух эр - около нулевого года (как только звучит, а?..), а уже в 15 году н.э. образовывают римскую придунайскую провинцию Мизия (по имени племени, обитавшего эти земли). Именно тогда начали происходить важные политико-социальные изменения: в том числе, в середине I-ого века началось строительство так называемого Дунайского лимеса - укреплённого рубежа (вал, стена) со сторожевыми башнями, возведенного по линии границы бывшей Римской империи на берегах Дуная. К важнейшим мероприятиям по укреплению нижнедунайского лимеса надо также отнести организацию мизийского речного флота и дальнейшее строительство военной дороги вдоль правого берега Дуная.
По военно-стратегическим причинам в 86 году н.э. провинция была разделена на две части - Верхняя (Западная) Мизия и Нижняя (Восточная) Мизия - и превратилась в главный плацдарм для наступления римлян на Дакию, поскольку заключив временный союз с жившими на Среднем Дунае племенами, даки зимой 85/86 г. напали на Мезию. Широкомасштабные военные действия не входили в планы римлян и они предложили предводителю даков Децебалу заключить мир. Децебал потребовал, чтобы каждый римлянин, живущий в Мезии, платил ему ежегодно дань, иначе даки продолжат войну. Ультиматум царя, однако, принят не был, и в 88 г. военные действия возобновились. В 89 году война закончилась. Условия мирного договора в целом были невыгодными для Рима и в 101 г. римский император-полководец Траян начал новую войну с даками, которая в 106 г. завершилась их полным разгромом и превращением Дакии в римскую провинцию - так называемую Римскую Дакию. Границы империи сместились к северу от Дуная и наступил период относительной стабильности, известный как «Пакс Рома́на» ("Pax romana", лат. - Римский мир). Этот период длился до середины III века, но находясь в окружении варварских племён, Дакия постоянно подвергалась их нападениям. Рим был не в состоянии защищать земли к северу от Дуная и император Аврелиан (в 270-272 годах) принял решение эвакуировать на правый берег Дуная римские войска и гражданское население, потеряв таким образом власть Рима над Дакией. Когда император Аврелиан приказал римским войскам оставить Дакию в 272 г., граница опять вернулась на прежний рубеж - по реке Дунай. Большая часть из романизированного населения и римских колонистов была переведена через Дунай в средние части провинции Мёзии (Мезии). В 284-305 г.г. была проведена военно-административная реформа; чтобы сохранить название «Дакия», к югу от Дуная (на северо-западе современной Болгарии) были созданы две провинции – Дакия Внутренняя (Dacia mediterranea) и Дакия Прибрежная (Dacia ripensis) с главным городом-каструмом (т.е., поселением, построенным по типу военных лагерей) Рациария (в районе современного села Арчар, Видинская область). Дакия Прибрежная - довольно обширная провинция: на север она простирается до берегов Дуная, на юг - до Балканских гор (или Балканы; в Болгарии они называются Стара Планина), на запад - до водораздела рек Моравы и Тимока, а на восток - до реки Вит. В провинции были дислоцированы значительные войсковые части, а дунайская военная флотилия – реорганизована, а договор императора Аврелиана с вандалами предоставлял последним возможность плавать и торговать по Дунаю.
По данным Notitia Dignitatum (список "личного состава" придворных, гражданских и военных должностей) крепости Бонония (Видин) и Дортикум (село Врыв) являются постоянными лагерями кавалерии. Одна из самых мощных крепостей в провинции - вышеупомянутая Бонония. В 295 году Римская империя разделена на Западную и Восточную (Византия). Принятые центральной властью меры по защите дунайских земель привели к некоторой стабилизации. Видинский край становится житницей империи. Один из принципов правления римского императора Проба (276 - 282 г.) состоял в том, что легионеры не должны оставаться без дела даже в мирное время. Солдаты вспахивали земли, сажали виноград и т.д. Многочисленные нумизматические находки свидетельствуют об активизации торговых отношений. Относительно высокий уровень развития товарно-денежных отношений, длительное сохранение сильных экономических и политических позиций многочисленных византийских (восточно-римской империи) городов содействовали политической стабильности, сдерживали процесс распада рабовладельческого строя. Но несмотря на относительное оживление экономики, в IV веке в дунайских землях все более видны приметы кризиса рабовладельческого строя. Латинский язык постепенно становится "официальным" письменным и разговорным языком в кругах образованных городского населения; начинает быстро развиваться античная культура. Монументальная скульптура получила широкое распространение, многих граждан хоронят в богато украшенных саркофагах. При строительстве зданий и загородных вилл используются декоративная живопись и мозаика. Собственное производство начинает вытеснять привозные керамические предметы; изящные произведения мастеров по золоту и бронзе изготовляются все в больших количествах, чтобы удовлетворять возросшие потребности местной рабовладельческой аристократии. Решающее значение на развитие античного искусства и культуры начинает оказывать христианство, которое постепенно начало обхватывать все более обширные слои населения. Наряду с христианством, продолжается почитание римских и греческих богов, а также есть и случаи поклонения и некоторым восточным божествам.
Фракийское население, со своей стороны, продолжает поклоняться своим богам, среди которых особенно распространён культ Фракийского конника. Фракийцы сохранили свой обычай хоронить в насыпанных курганах-гробницах (частые объекты охотников за сокровищами). Около Видина тоже было обнаружено подобное фракийское женское захоронение. Во времена поздней античности (IV-VI век) много племен переплавлялись через Дунай... Начались нашествия готов, не менее сокрушительными были и нападения гуннов в первой половине IV века, к ним присоединились и славяне, которые позднее заселились на землях к югу от Дуная. Опыты императора Юстиниана I (527-565 г.г.) остановить нашественников, восстанавливая разрушенные пограничные крепости, не приносят результата и в 586-587 г.г. аварские племена опустошают земли Прибрежной Дакии и разрушают много крепостей, в число которых попали Рациария и Бонония. Согласно путеводителю Иерокла (Гиерокл) 527-528 годов, под управлением императора ромеев было 64 провинции и 935 городов. Провинция Прибрежная Дакия управлялась консуларием и имела пять городов: Рациария (главный град), Бонония (Видин), Кастра Мартис (г. Кула), Ескус (около села Гиген, Никопольская обл.) и Дуросторум (г. Силистра). В одном историческом документе 649 года (протокол заседания 1-ого Латеранского вселенского собора, в котором принимают участие высшие духовные лица) упоминается имя Луминос - епископ Бононии (Видина), т.е., независимо, что никаких других сведений об этой личности больше нет, всё-таки он, явно, имел высокий ранг в церковной иерархии, если был участником этого религиозного события.
До XI века город Видин назывался Быдин, а после этого - Бдин. Первым градоначальником, о котором сохранились сведения, был Глад - болгарский боярин, правитель Болгарского Баната, он носил титул «таркан», или комит (титул многих византийских должностных лиц) и располагал большой властью, имел в своем распоряжении значительные военные силы, самостоятельно защищал границы государства и был наделён правомочиями вести мирные переговоры. Он упоминается в связи с военными действиями между болгарами и венграми в период 904-907 годов. Глад жил он в начале Х века и был праболгарского происхождения; управлял обширными территориями, лежавшими на юг от Тисы по обоим берегам реки Марош вплоть до трансильванских гор (ныне это часть южной Венгрии и северные области румынской Трансильвании). Ахтум (по другим источникам Айтонь, Охтум, Айто, Айтоний) - известен как сын или внук Глада. Он является последним известным боярином, который владел Болгарским Банатом. Согласно легенде, Ахтум был хранителем болгарского сокровища (Надьсентмиклошский клад) - железного сундука с 23 золотыми сосудами общим весом 9 кг 945 г, датируемого последней третью 9 века и, по-видимому, принадлежавшему одному из древнеболгарских вождей. Клад был найден в 1799 году в Надьсентмиклоше, около г. Сегед (Венгрия) на месте праболгарского сельца, сейчас это г. Сынниколаул-Маре, Румыния). В Бдине Ахтум (Айтонь) принял христианство; поддерживал военное равновесие сил в районе Среднего Дуная и защищал северо-западную границу болгарского государства. После смерти венгерского короля Гезы, Ахтум (Айтонь) включился в венгерскую междоусобную борьбу. В 1003 г. передает Гавриилу Радомиру - сыну царя Самуила руководство обороной Бдина от византийцев, а сам отправился на север воевать с маджарами (или мадьярами; в настоящее время составляющими основную часть населения Венгрии) и там погиб. Так называемое, сокровище Ахтума (Айтоня) представляет собой сосуды, украшенные изображениями людей, зверей, птиц, крылатых чудовищ, растительным и геометрическим орнаментом. На одном из кувшинов в круглых медальонах помещены изображения конного воина в кольчуге, ведущего пленного врага; охотника, стреляющего из лука; оленя, терзаемого грифоном; танцующей с цветами в руках обнажённой женщины. Сосуды имеют надписи на греческом и тюркском языках и представляют собой продукт греко-бактрийской, сасанидо-персидской и византийской художественных школ, а восточные формы сосудов являются следствием возобновившихся контактов и торговли между Западом и Востоком во второй половине первого тысячелетия. Сосуды в найденном кладе были произведены разными мастерами и в различных местах... Некоторые были делом рук мастеров из племени Кабары (Кавары) - хазарское племя, присоединившееся в IX веке к венграм, и, как считается, давшее венграм их королевскую династию - Арпад; другие были созданы печенегами; часть сасанидских сосудов, возможно, была из Леведии - таинственной страны в степях Причерноморья вблизи Хазарии. Есть гипотеза, что Сокровище было укрыто (зарыто в земле) в 896 году во время нашествия маджаров в историческую область Банат - часть Первого болгарского царство с начала на ІХ века. По другой версии это произошло во времена, когда в конце ІХ века венгерские племена под предводительством Арпада, перейдя Карпаты, начинают овладевать и заселять Среднедунайскую равнину.
В начале ІХ-го века Первое болгарское царство включает в свои пределы, в том числе, и город Видин. Кстати или некстати, но в венгерских исторических хрониках «Gesta Hungarorum» («Деяния венгров») упоминается княжеството Глада, которое располагалось на части банатской территории и чей князь, родом из Видина, был вассалом царя Симеона Великого. Из всех старовенгерских летописей только Житие св. епископа Герхарда, первоначальный вариант которого датируется концом ХІ века, описывает князя Ахтума (Айтоня) возможно наиболее полно и объективно. Князь Ахтум (Айтонь) представлен как могущий владетель сильного, богатого и независимого княжества со столицей в Марошваре (ныне Ченад, Румыния), который "...принял христианство от Византии в Видине, но не был особенно ревностным христианинов - у него семь жён; не почитающий короля Стефана (Иштвана), поскольку имел большое войско из подвластных ему дворян и их рабов; владеющий бесчисленным табунами свободно пасущихся лошадей, стадами, отарами с пастухами и большим количеством домашнего скота; вместе с "соседом" Дьюлой (правителем Трансильвании и дядей Иштвана по материнской линии) завладел "королевскими" соляными копями (торговля солью считалась монополией князей из дома Арпадов) и контролировал производство и транспортировку из Трансильвании очень важного для того времени продукта - соли; получил крещение от греков и построил монастырь Иоанна Предтечи-Крестителя, в котором поселились греческие монахи с греком-настоятелем, чтобы в монастыре чтили и сохраняли традиции и обряды византийского богослужения...". В 1008 г. Иштван организовал поход против Ахтума (Айтоня), вступив в союз с византийским императором Василием Вторым, который уже несколько лет вел планомерную войну с царем Самуилом с целью окончательного покорения Болгарии. Иштван I Святой (Иштван Великий), или в латинизированном варианте Стефан I - первый венгерский король из династии Арпадов, сын первого христианского правителя венгров Гёзы, или Гейзы (первоначально носившего языческое имя Вайк, то есть «герой»). Он в 1000-ом году переходит в католическую веру и объявляет Венгрию королевством. Коронация Иштвана I, который позднее (в 1083 году) был канонизирован папой Римским и получил имя Святой Иштван, положила начало венгерской державности.
Болгарский царь Самуил из династии Комитопулов (в переводе с греческого - «сыновья комита»), последней династии царей Первого Болгарского царства, царствовал с 997 года по 1014 год. При этом, хотя фактическая власть была сосредоточена в руках Самуила (первоначально он делил её с братьями Давидом, Моисеем и Аароном ), Самуил признавал в качестве законных царей последних представителей династии Крума - Бориса II и Романа, сыновей Петра I - болгарского царя с 927 по 969 годы. По мнению многих историков, Самуил, перед тем как стать болгарским царем, был управителем Бдинской (Видинской) области, но исторические доказательства этого очень спорны. Известно, что после захвата Святославом столицы Болгарии Преслава и пленения царя Петра I в 970 году, сыновья комита провинции Средец (соврем. София) Николая - Давид, Моисей, Аарон и Самуил, не претендуя на царский титул, отказались признать главенство сначала Руси, а затем отказались признать власть Византийской империи. Их позиция привлекла многих болгарских бояр, которым не нравилось византийское владычество. В 971 году в Константинополе была проведена символическая церемония капитуляции Болгарии - император на торжественной церемонии лишает Бориса царских регалий, а восточная Болгария переходит под прямое византийское управление. Хотя целью церемонии 971 года было символическое упразднение Болгарского царства, Византия не смогла утвердить свое правление в западной Болгарии. В итоге братьям удалось отстоять независимость западных и юго-западных областей Болгарии от Византии. Таким образом возникло Западно-Болгарское царство со столицей в Охриде. Первоначально братья-комитопулы правили следующими территориями: старший, Давид, был в Кастории и Преспе; второй, Моисей - в Струмице; третий, Аарон - в Софии; четвёртый, Самуил - вероятно, в Видине. В последующих мятежах и конфликтах с Византией и влахами погибли сам комит Николай и два его сына Давид и Моисей. Через несколько лет Самуил обвинил Аарона в сношениях с Византией и государственной измене. 14 июня 976 года в результате конфликта между Самуилом и Аароном около Дупницы состоялось сражение, в котором Аарон погиб. В 977 году братья Борис и Роман бегут из византийского плена в западную Болгарию. На границе из-за его греческого одеяния, стражники принимают Бориса за византийского вельможу и убивают. Самуил принимает Романа и признаёт его царские права. Формально, Самуил был при царе Романе военачальником, но в действительности вся реальная власть принадлежала Самуилу, а царь Роман занимался лишь духовной жизнью. В том же 997-ом году он умер, не оставив наследников (во время пребывания в византийском плену царь Роман был оскоплён). Только после этого Самуил, в течение нескольких десятилетий управлявший остатками Болгарского царства, решился принять царский титул, став первым царём последней династии Первого Болгарского царства. У Самуила были хорошие дипломатические отношения с венгерским королевством: его сын Гавриил Радомир был женат на дочери венгерского короля Гёзы (Гейзы) Маргарите Венгерской. Я 1003 году Видин в течение 8-ми месяцев был осажден войсками византийского императора Василия Второго, а обороной руководил Гавриил Радомир - эти события описал известный в те времена византийский летописец Георгий Кедрин (Скилица) в своей всемирно-исторической хронике - «Обозрение истории». После неоднократного перехода города от обороняющихся к осаждающим, оборона была окончательно подавлена и город взят. Но независимо от этого, защитники Видина прославились как смелостью, так и изобретательностью: они научились гасить так называемый «греческий огонь» (или жидкий огонь; опасное и эффективное оружие того времени) - "улавливали" его в глиняные горшки, тем самым предотвращая пожары.
В Видине родился (мать - болгарка, отец - грек) и прожил большую часть жизни святой преподобный Ромил Бдинский (Видинский, Раванницкий). При рождении ему дано было имя Руско. Родители его, будучи состоятельными людьми, дали ему хорошее образование. Когда он вырос, у него созрело желание послужить Богу в иноческом чине. Но его родители, не желая расставаться с ним, решили его женить. Тогда Руско тайно убежал из отчего дома и отправился в Загорье (около Тырнова). Здесь, в монастыре Пресвятой Богородицы Одигитрии (греч. - Путеводительница), он принял монашеский постриг, получив имя Роман. В поисках духовного наставника инок ушел в монастырь на горе Устие, а потом - на Святую гору в предместье Тырнова. Находясь на Святой горе, Роман исполнил заповедь любви к ближнему, показав себя истинным рабом Божиим. Желая послужить больным и немощным от старости братиям, он ловил в местной реке Янтре рыбу, тайно приносил и оставлял ее подле их келий. Хотя Роман скрывал свои добрые дела, но о них все-таки догадывались иноки обители и прозвали его Добророманом, или Калороманом (греч. Kalos, прекрасный, добрый) - Добрым Романом (кстати, на ум приходит следующая аналогия: лет двести перед этим Иоанн - младший брат царя Ивана-Асеня, тоже был назван Калояном, или добрым Иваном). Роман узнал, что основоположник византийского мистического учения исихазм (с греч. - молчание, покой, благодатное безмолвие), в котором применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света. Григорий Синаит поселился в болгарских землях в местности Парория (возле самой границы между Византией и Болгарией; предположительно там, где сейчас находится параклис «Св. Петка» - между сёл Заберново и Калово, Бургаская область). Он нашел Парорию удобной для исихии, поскольку она была пустынна и к ней не было удобных путей. Роман стал просить у своего игумена благословения переселиться к святому Григорию Синаиту вместе с другом Иларионом и получил его. Великий подвижник принял их с радостью и, провидя духовную красоту каждого, дал послушания. Роман с усердием трудился на строительстве, а также тщательно исполнял все, что касалось духовных наставлений его старца. За свои добрые дела Роман так же, как и в монастыре в Загорье, и тут получил прозвище Добророман. Вскоре в жизни Романа произошли перемены - скончался любимый старец-учитель Григорий Синаит. В поисках наставника он отправился к своему другу Илариону, который подвизался со своим духовником вдали от Парорийской пустыни. Там он смиренно подчинился старцу-духовнику Илариона и стал выполнять его волю. После прихода Романа сложившиеся обстоятельства (турецкие набеги, постоянные нападения разбойников на Парорийскую обитель и ее окрестности, скудость в пище из-за неурожая ) побудили старца изменить место пребывания: Роман и Иларион вместе с духовником вновь возвратитсься в Загорье. По неизвестным причинам Роман, вопреки благословению старца, оставил это место и отправился в пустынь, чтобы пребывать в безмолвии. За время, которое он пробыл в пустыни, Роман понял всю тяжесть самочиния и решил возвратиться в монастырь - тому времени блаженный старец скончался. Через некоторе время Роман и Иларион узнали о том, что болгарский царь Иоанн Александр, взяв под покровительство Парорийскую обитель, избавил ее тем самым от частых нападений разбойников и даровал мирное житие инокам. И они вернулись на старое место для отшельнического жития. Вскоре с ними в келье поселился третий инок - Григорий Молчаливый, который впоследствии написал житие преподобного Романа (Ромила Бдинского) Раванницкого. Но вскоре на долю парорийских монахов выпали новые испытания - опустошительные набеги на Болгарию заставили их переселятся в менее опасные места. Роман и Иларион с Григорием вернулись в Загорье. Роман часто вспоминал место, связанное с именем его духовного учителя преподобного Григория Синаита, и вскоре, пренебрегая мусульманской опасностью, он возвратился в Парорию и поселился в горах, приняв великую схиму с именем Ромил. Пять лет он прожил в полном уединении. Между тем турецкое господство в Парории сделало невыносимой жизнь монахов и Преподобный Ромил возвратился в Загорье, а оттуда со своим учеником Григорием направился на Святую Гору Афон. После злополучной для христиан битвы с турками у реки Марица 26 сентября 1371 года, Ромил, как и многие другие, был вынужден оставить Афон и переселиться со своими учениками в Авлон (около г. Драч, или г.Дуррес, Албания), а оттуда - в Раванницу (Сербия), в строящийся монастырь Вознесения Господня, где он вскоре и умер 16 января 1375 года. В этой обители почивают его нетленные мощи. Преподобный Ромил Бдинский особо почитается не только в Болгарии, но и в Сербии. В Сербии святой Ромил оказался в числе непосредственных духовных преемников преподобного Григория Синаита, которые переселились в эту страну после 1371 года. С именем преподобного Ромила связано начало реформы монашеской жизни в Сербии. По названию монастыря святой известен в Сербии как Ромил Раванницкий.
Продолжение следует...